Легендарная "инвалидка-лягушка": как это было

"Гроб на колесиках", "лягушка", "мотоколяска" или просто "инвалидка" - трудно и припомнить все эпитеты, которыми награждали специальный автомобильчик для инвалидов СМЗ С-3Д.

Сегодня его уже не встретить на дорогах, потому что, во- первых, такой транспорт подлежит регулярной замене по закону. А во вторых, примитивные кузова не отличались живучестью. Впрочем, это далеко не единственная проблема этого спорного проекта.

Историческая справка


Автомобиль пришел на смену знаменитой "Моргуновке", которая была сверхлегким родстером с мотоциклетным движком. Ветераны ВОВ и просто водители с проблемами ног хотели получить полноценное средство передвижения, которое можно использовать в любую погоду. Также немаловажным вопросом оставалась грузоподъемность. С одной стороны, нужен был более мощный мотор, чтобы без проблем подниматься в горку, ездить по грунтовым дорогам и легкому бездорожью. С другой - не было крыши, на которую теоретически можно устанавливать багажную платформу. Поэтому новинка получилась с цельной крышей и более объемным двигателем. Правда, все равно мотоциклетным.

моргуновка


За основу был взят уже готовый концепт - военный вездеход под названием "Шустрик", разработанный в середине 60-х. Машина была легкой, с короткими свесами и колесами аккурат по углам квадратного кузова. Сверхлегкость достигалась за счет открытого верха - традиционного выбора для армейских вездеходов. Поэтому двухтактника вполне хватало для уверенной езды по буеракам. Но с появлением большего количества металла кузов стал куда менее проворным. "Шустрик" уже не оправдывал своего названия.

Машина-парадокс

 

 

Двухдверка в длину была меньше трех метров, имела скромный двухтактный движок с воздушным охлаждением. Все это теоретически должно обеспечивать супернизкий вес. Но непродуманный дизайн кузова, тяжелая подвеска и другие конструктивные недочеты привели к тому, что масса автомобиля составила приличные 500 кг. Это было вполне сопоставимо с полноценными моделями того времени, такими как "Трабант" или "Горбатый Запорожец". Мощности устанавливаемых моторчиков откровенно не хватало. Само собой, коробка передач была механической - ни о каком "автомате" для нуждающихся речи не шло. Хотя рабочий прототип такого автомобиля (с АКПП) был представлен еще в пятидесятых годах. Слишком дорого - подумали в ведомстве и оснастили инвалидку целой сворой рычагов.

 

Особенности ручного управления

 

инвалидка

 

Так как двигатель позаимствован у "ИЖа", то и коробка передач выполнена тоже в мотоциклетном ключе: четыре передачи переключаются поочередно, а задняя - отсутствует как таковая. Чтобы двигаться в обратную сторону, нужно использовать рычаг переключения на реверс, который находится на центральном тоннеле. Фактически "лягушка" имела четыре скорости как вперед, так и назад. За тонким рулем с такими же тонкими спицами были две трубчатые "бабочки", которые позволяли управлять машиной и людям лишь с одной функционирующей рукой. Меньшая
бабочка - газ, на ее "крылышки" нужно нажимать большим пальцем (или пальцами обеих рук). Соответственно, рычаг открытия дроссельной заслонки уходил от водителя. А вот вторую пару рычажков положено тянуть на себя - это сцепление. Они рассчитаны на ширину ладони и немного напоминают самолетный штурвал. Рычаг переключения передач - на тоннеле.

Сложнее самолета

Главная сложность работы органов управления заключается в том, что при переключении на следующую передачу водитель должен медленно отпускать "лепестки" сцепления, но в то же время тут же нажимать на рычажки газа, чтобы не заглохнуть. Тормоз был вынесен на огромный, отдельно стоящий рычаг возле рычагов КПП и реверса. Тормоза без усилителя, разумеется. По сложности управления транспорт вполне сравним с вертолетом. При этом трос сцепления шел под днищем автомобиля без короба и даже без оболочки. Еще одна "фишка" модели - это кикстартер, который позволял завести брыкливый мотор "Планеты" без участия электростартера (хотя он был). Кочерга пускового механизма располагалась под железной и травмоопасной торпедой, а дергать ее было очень непросто.

Слава Богу, сегодня не нужно обрекать себя на такие мучения (хотя С-3Д продержался на конвейере вплоть до конца 90-х). На любой автомобиль с "автоматом" можно установить рычаг "газ-тормоз" и наслаждаться поездкой. Инвалидки же пускай останутся историей.