Ока: первый автомобиль для инвалидов

Все знают "Оку". Это самый маленький автомобиль в истории российского автопрома. Экономичная и компактная, легкая в управлении – просто мечта для многих начинающих автомобилистов и малоимущих, желающих ездить на новой машине. Именно такой виделась модель в конце 80-х годов. А ведь разрабатывалось семейство сперва сугубо для инвалидов. 

 

История создания

 

Впервые проект под названием "Ока" (в честь реки, на которой стоит город Серпухов) заявил о себе в 1982 году, когда Серпуховскому заводу дали задание по разработке ультракомпактного автомобиля для инвалидов. Мотоколяска СМЗ С-3Д к тому времени простояла на конвейере уже более десятка лет и морально устарела. Ее характеристики были мягко говоря не идеальны, общество так и не получило маленького автомобиля на все случаи жизни. Поэтому инженеры искали новые формы и конструкции уже в плоскости не мото-, а автотехнологий. Правда, у создателей ИЖ Планета все равно получалась мотоколяска, что бы они ни предпринимали. 

 

На выручку прибыл десант из Волжского автозавода. Руководство партии велело собрать 15 молодых конструкторов, которые способны мыслить современно и креативно, чтобы они серьезно занялись вопросом перспективной машинки для людей с проблемами ног. В итоге, когда специалисты ВАЗ прибыли в Серпухов, подготовленный концепт их не убедил. Была отмечена смекалка разработчиков, но в то же время идею развивали в ошибочном направлении. Требовалась машина более современного образца, подобно таким японским хитам, как Daihatsu Mira, Subaru 700 и Honda Today. При этом следовало идти по пути максимальной унификации с другими моделями, чтобы свести издержки запуска новинки к минимуму. 

 

Ситуацию также осложняла война в Афганистане – денег на автопроизводство катастрофически не хватало. Сперва даже хотели бамперы делать не из пластика, а из стали. Тем не менее, поднимались такие вопросы, как возможность погрузки в багажник инвалидной коляски – для этого выбрали формат хэтчбека. Для испытаний образцов привлекались ортопеды и сами инвалиды. Очень скоро выяснилось, что кубообразные концепты, срисованные с японских кей-каров, страдали неустойчивостью и легко опрокидывались уже при 40 км/ч. Для решения проблемы колесную базу расширили, а заднюю подвеску позаимствовали у вазовской "восьмерки". Аналогично поступили и с мотором – взяли половинку. 

 

Производство "Оки" продолжалось невероятно долго – до 2008 года. За это время было множество омологаций: как в плане интерьера, так и по части используемых двигателей. Устанавливались как 4-ступенчатые КПП, так и пятиступки. Машина неплохо продавалась за рубежом, особенно в период финансовой нестабильности 90-х, когда резкие девальвации рубля делали СеАЗ-1111 самым дешевым четырехколесным транспортом в мире. За свою историю хэтчбек разошелся тиражом в 700 тысяч экземпляров. 

 

Особенности конструкции 

 

Несмотря на все трудности рождения этого малыша, модель оказалась вполне удачной. При внешней компактности салон позволял перевозить много багажа. Это был полноценный четырехместный автомобиль. И хотя в народе бытовало мнение, что "Ока" – это капсула смерти, реальные краш-тесты показали обратное: пассивная безопасность была на порядок лучше, чем у "классики". В отличие от своих предшественников, новинка имела нормальный четырехтактный мотор с водяным охлаждением, идентичным таковому на ВАЗ 2108. Как и на своей двоюродной сестре "Таврии", СеАЗ-1111 щеголял 12-дюймовыми колесами, на трех гайках.  

 

Ручное управление 

 

Руль автомобиля изначально разработан с таким расчетом, чтобы внутри колеса было место для пары "ушей", отвечающих за открытие дроссельной заслонки. Принцип тот же, что и у старых "бабочек" на мотоколясках. Только сцепления было выведено на отдельный рычаг слева – это стала полноразмерная кочерга с шарообразным набалдашником. Промахнуться мимо такой невозможно. Рычаг тормоза сместился ближе к водителю – теперь он "выныривал" из-под руля. Ручка КПП осталась нетронутой, в распоряжении водителя была полноценная "механика" с задней передачей.  

 

 

 

Но изюминкой стало появление модификации с ЭПС – электровакуумным приводом сцепления. Для такой машины не нужна педаль сцепления в принципе, поэтому данная конструкция стала предпочтительной для социальных версий. Конечно, это не традиционный автомат, но лучше механики: сцепление выжимается в зависимости от режима работы двигателя и дорожной обстановки. Нужно приловчиться, в общем – газ набирать плавно, иначе двигатель дергается, передачи переключаются с серьезным опозданием.  

 

Сегодня "Ока" уже не выпускается. В списке преемников значились целых три модели, но ни одна из них в производство так и не пошла. Впрочем, рынок и так предлагает немало компактных авто, на которые можно самостоятельно и недорого поставить нормальное ручное управление. Есть масса моделей с проверенными "автоматами", в том числе отечественные Лады с японской коробкой передач. Можно выбрать любую машину и не испытывать никаких стеснений по поводу ручного управления.