Алессандро Дзанарди
Иметь физические ограничения — всегда тяжело. Но с помощью нехитрого дооборудования любой современной машины можно спокойно ездить по загородным трассам и даже суетливым улицам города. Гонщиком, конечно, уже не стать, но… Стоп! Почему же не стать? Проверяем этот тезис на примере легендарного итальянца Алессандро Дзанарди.
Когда Дзанарди был «как все»
В автоспорт Алессандро пришел в 1991 году, чему предшествовали изнурительные годы в картинге. В первый же год участия итальянский паренек стал вице-чемпионом Формулы 3000,
сумев победить в двух гонках. Это не могло остаться незамеченным, и к концу сезона восходящую звезду приютила команда Ф1 «Джордан», где в то время набирался опыта сам Михаэль Шумахер. Через год новичок переметнулся в состав другой команды — «Лотус». Но некогда сильный участник Королевских гонок шел ко дну и обанкротился в 95-м. В свой последний сезон Дзанарди попал в тяжелую аварию и был вынужден пропустить часть гран- при. Поэтому уход из высшей лиги оказался обидным и бесславным.
Проведя три года в серии CART, Алессандро откликнулся на вакансию в команде Формулы-1 «Вильямс». Сэр Фрэнк возлагал большие надежды на недооцененного гонщика. Но большой перерыв требовал адаптации, а ждать английская стайня не собиралась… Вернувшись в не такие престижные, но не менее опасные гонки CART, Алессандро попадает в катастрофическую аварию. Выехав на трассу на непрогретой резине, он не справился со скольжением и развернулся поперек трека. В этот момент у него на хвосте был другой пилот, и летящий болид буквально рассек машину итальянца на две части. Врачи не смогли спасти ноги пострадавшего, и Дзанарди остался инвалидом после ампутации до колен.
Что произошло дальше
Мир со слезами на глазах прощался с надписью «А. Zanardi» на гоночных кузовах. Но Алессандро не сдался и поразил всех своим триумфальным выходом на гонку в 2003 году: он сел в болид, который оснастили полностью ручным управлением, и проехал 13 символичных кругов, которые он не успел преодолеть во время своего последнего свидания с трассой. Он не сдался и не испугался опасности. Итальянец прошел курс реабилитации и спустя год продолжил активно выступать в различных сериях. А в 2006 году даже смог сесть за руль современного болида BMW F1, чтобы показать всем, как сильна жажда к профессиональным гонкам. В 2018 году Дзанарди финишировал пятым в заездах DTM, опередив множество гонщиков с полным набором конечностей. Затем принял участие в престижных гонках на выносливость «24 часа Дайтоны».
Алессандро Дзанарди стал настоящим символом несломленного духа. Он уверенно побеждает других спортсменов в общем зачете и никогда не делает снисхождений на свой статус. Опытный пилот и паралимпийский чемпион-марафонец разменял шестой десяток, но до сих пор нацелен на новые свершения. Это вдохновляет и одновременно расширяет рамки представлений о возможностях человека, который не может подняться на ноги. В привычном смысле этого слова.