СМЗ С-3А "Моргуновка"

Пожалуй, самая узнаваемая советская "инвалидка" – это четырехколесный кабриолет СМЗ С-3А, выпускавшийся на протяжении всех 60-х годов. Всего было собрано свыше 200 тысяч экземпляров, но до наших дней дошли единицы. И дело здесь не в посредственной прочности машин – с этим у "Моргуновки" было как раз все в порядке. Просто транспорт выдавался Собесом на безоплатной основе, а затем изымался для замены новой моделью. Так что с годами 90% парка пошло в утиль. А жаль – эта модель была с шармом. 

Откуда она появилась

 

Сразу после войны советские власти принялись за создание дешевых и легких мотоколясок на базе мотоциклетных агрегатов. По сути, это были трехколесные тележки, которые не отличались комфортом и с автомобилем не имели вообще ничего общего. Затем на свет явился С-1Л – гибрид автотранспорта без крыши и трехколесного мотоцикла. Это уж было что-то, но народ требовал автомобиля. Пускай маленького, неказистого, но с четырьмя колесами и крышей над головой.

   

 

 

Инженерам поручили разработать новый каркас, подобрать оптимальную конструкцию подвески и рулевого управления. При этом машина не должна была много весить, ведь в моторный отсек все равно будет установлен скромный агрегат, собранный на Серпуховском мотозаводе. В итоге на суд божий явились такие интересные варианты, как полностью закрытый кузов из пластика и даже купе. Но комиссия не оценила стараний НАМИ, отдав предпочтение более простому в изготовлении стальному кузову без крыши. Это и лишних денег не требовало, и вес машины сохраняло на допустимом уровне – 425 кг моторчик тянул без огонька, но с задачей справлялся.  

 

Почему "Моргуновка"?

 

Характерное название транспорт получил не от особенностей фар, а после выхода легендарной киноленты "Операция Ы". В кадре было уделено немало времени крохотному С-3А, которым управлял тучный Бывалый – этого персонажа сыграл заслуженный артист РСФСР Евгений Моргунов. В фильме банда спекулирует статусом машины, а также дерзки ездит без крыши в снежную пору. Сразу втроем. Забыть этот ансамбль просто невозможно. По словам режиссера, Леонида Гайдая, Моргунов без особых проблем передвигал кабриолет по съемочной площадке в одиночку. Очевидный плюс низкого веса конструкции. 

 

Особенности эксплуатации

 

Главное преимущество модели чудным образом совпадает с ее основным недостатком – это нечто среднее между автомобилем и моторизированной коляской для инвалида. Как результат, С-3А казался слишком громоздким, сложным технически и прожорливым для мотоколяски. Но и заменой полноценному авто его тоже назвать язык не поворачивался: только два места, нет крыши (боковое остекление появилось лишь спустя четыре года после начала выпуска). Несмотря на использование передовых решений в плане подвески (за основу взята конструкция типа "Порше"), ездить машина не могла ни быстро, ни проходимо. На скорости в 50-60 км/час двухтактный движок задыхался и оглушал треском из-за слишком высоких оборотов. Двигаться по плохим дорогам мешали маленькие колеса – они проваливались в колее (родстер садился на днище) либо с грохотом ныряли в безобидные дорожные ямки. И все же "Моргуновка" ехала, а при тогдашних ценах на бензин переживать из-за 5 л/100 км не приходилось. Все же лучше мотоцикла.  

 

Ручное управление

 

8-сильный мотор от ИЖ-56 приводился в действие с помощью 4-ступенчатой КПП мотоциклетного типа. Причем отдельной задней передачи не предусматривалось – включался реверс с помощью рычага, и колеса вращались в обратную сторону с возможностью использования все тех же четырех скоростей. Тормоза были барабанные, на задних колесах, и активировались специальным рычагом на центральном тоннеле. В общей сложности под торпедой из пола торчало три массивных рычага. Все остальное – на руле. 

 

 

 

За "баранкой" располагались две пары симметричных "ушей", на одни из которых надо нажимать, а другие – тянуть на себя. Чтобы газовать, водитель жал большим пальцем (неважно, какой руки) на меньший лепесток. Параллельно с этим требовалось работать сцеплением, ведь все С-3А оснащались только МКПП. Для смены передачи приходилось каждый раз тянуть на себя рычаг за ободом руля, орудуя на стороне еще и "палкой-мешалкой". Не слишком удобно, особенно с учетом кузова кабриолет: можно лишь посочувствовать жителям холодных регионов, которым приходилось играть на этом органе в мороз, надев теплые рукавицы.  

 

К счастью, "Моргуновка" давно стала историей. Сегодня автомобили для людей с особыми потребностями выглядят и ездят точно так же, как и машины со стандартной комплектацией. А поставить универсальный рычаг для управления педальным узлом можно без лишних хлопот на любую модель, будь то хэтчбек, седан или кроссовер с "автоматом".